Учебно-воспитательная работа

Основная функция любой школы — учебно-воспитательная деятельность. От того, на сколько эффективно работает эта система в образовательном учреждении, зависит качество образования и воспитания его учеников.

 

Содержание:

 

Роль школы и учителя в становлении личности

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

Формы и методы учебно-воспитательной работы

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе

 

 

 

Роль школы и учителя в становлении личности

 

Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.

Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.

 

Каждый ребенок – в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и возможностей.

 

Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.

Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности.

 

 

 

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

 

Итак, основной целью учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности.

Для педагога очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни, чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.

 

Для реализации выше поставленной цели учебно-воспитательной работы в школе перед учителем стоят важные задачи:

 

  1. Всестороннее развитие ребенка, охватывающее различные стороны личности.
  2. Воспитание общительности и понимания общности с коллективом. Развитие желания взаимопомощи.
  3. Формирование навыков к труду.
  4. Повышение интеллектуального уровня ребенка, развитие навыков самообразования и познавательного интереса.
  5. Развитие творческих способностей как метода самовыражения ребенка, любви к прекрасному.
  6. Создание у детей ярких впечатлений о родном крае, о Родине в целом.

 

Поставленные задачи учебно-воспитательной работы в школе соответствуют направлениям формирования личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь основными качествами гармонично развитой личности являются трудолюбие, самостоятельность, доброта, честность, сострадание, готовность защитить родную природу.

 

 

 

Формы и методы учебно-воспитательной работы

 

Формой учебно-воспитательной работы обозначают способ организации деятельности в школе. В практике учителя имеется большое разнообразие форм работы. Если попытаться их упорядочить, то можно выделить пять основных форм учебно-воспитательной работы в школе. В основе данной классификации лежат главные методы учебно-воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологическое воздействие.

 

  • Словесно – логические. Это беседы с детьми, собрания, обсуждение общих проблем.
  • Образно – художественные.Основой является совместное эстетическое переживание. Примером может послужить совместный поход на концерт, спектакль; школьный праздник.
  • Трудовые.Сюда можно отнести организацию уборки, субботника, ремонта класса. Совместный труд способен вдохновлять не меньше, чем поход в театр или на концерт.
  • Игровые. Это спортивные или интеллектуальные игры, конкурсы.
  • Психологические. Данная форма очень важна для работы учителя, хотя и требует специальной подготовки. Сюда можно отнести психологические беседы и упражнения.

 

Помимо того, можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы учебно-воспитательной работы в школе. Очень эффективна такая форма работы учителя, как классный час, основой которого является разговор с учениками на заранее приготовленную тему.

 

 

 

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе

 

В организации учебно-воспитательной работы особое место занимает план. Он является важной частью успеха в воспитании школьников. Быть учителем – значит нести ответственность за их развитие и здоровье. Учитель должен это осознавать и знать, к чему стремится.

 

Для того, чтобы педагог успешно выполнял свою работу и совершенствовался, он обязан выполнять аналитическую деятельность, оценивать свои поступки и решения.

 

При планировании учитель должен учитывать как нормативные документы, так и проблемы воспитания каждого из учеников. План должен быть четким и ясным. В школе необходимо календарное планирование, то есть все мероприятия должны быть спланированы по дням, неделям и четвертям.

 

Каждый из нас в своих воспоминаниях возвращается к событиям школьной жизни. В памяти часто возникает яркий образ, связанный с любимыми педагогами, интересными разносторонними личностями, общение с которыми доставило нам радость. Их любовь к детям, манеры, самоотдача остаются в нашей памяти на всю жизнь, порой становясь примером человеческих отношений.

 

Итак, главной целью работы учителя является воспитание самостоятельной, культурной, нравственной личности, осознающей свою ответственность перед семьей и обществом. Его работа является важнейшим звеном в воспитательной системе, действенным механизмом осуществления индивидуального подхода к ребенку. Учитель является своего рода посредником между воспитанником и обществом в освоении знаний и культуры.

 

Учебно-воспитательная работа — это непосредственное воплощение целей и задач педагогической деятельности, педагогического процесса.

Субъект учебно-воспитательной работы — педагог, получивший специальное педагогическое образование, осознающий себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он постоянно развивает свое мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы, непрерывно совершенствует личные способности к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.

Объект учебно-воспитательной работы — ребенок, представляющий собой личность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями обучения и воспитания.

Цель учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы на основе использования педагогом различных форм и методов обучения и воспитания добиваться всестороннего развития детей, формирования у них определенных социально-политических и психологических качеств, всестороннего и полного овладения ими комплексом необходимых для жизни и деятельности знаний, навыков и умений.

Содержание и сфера педагогического взаимодействия в системе «педагог — ребенок» — это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации.

Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей, детей между собой, ребенка с явлениями окружающего мира. Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.

Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов педагогического процесса, действий педагога и ребенка, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды.

Средства, формы и методы взаимодействия педагога и ребенка представляют собой средства, формы и методы обучения и воспитания.

Структура педагогического коллектива зависит от целей и задач учебно-воспитательной деятельности, а также от учреждения или организации, в которой она осуществляется. Если это школа, то структуру педагогического коллектива составляют учителя и воспитатели, если это детско-юношеская организация — то ее руководители и взрослые члены.

Направления руководства учебно-воспитательной работой бывают самыми разнообразными и определяются ее задачами и принципами учебного процесса.

 

Иштин багыттары

  • Атуулдук-патриоттук;
  • Этикалык жана кѳркѳм-эстетикалык;
  • Спорттук-ден соолукту чыңдоочу;
  • Укук бузуунун профилактикасы;
  • Тарбиялоо процессине үй-бүлѳнү тартуу